Московская газета
1 октября 2023
Можно ли заранее распознать в ребёнке будущего гения
Многие родители мечтают о том, что в будущем их дети достигнут больших успехов в своей сфере деятельности, будут востребованными, а возможно, и знаменитыми специалистами. Некоторые же втайне надеются, что их чадо и вовсе окажется гениальным и на многие века прославится своими открытиями. Но если вспомнить, как воспринимали в детстве многих будущих гениев, возникает вопрос, возможно ли в принципе в раннем возрасте распознать гениальность и как-то помочь развитию выдающегося таланта? Вряд ли преподаватели, учившие Александра Пушкина в Царскосельском лицее и сетовавшие на его леность, рассчитывали на то, что он сыграет ключевую роль в развитии русской литературы. Признаков гениальности в детстве не проявляли Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон и многие другие
Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский подтверждает, что такая категория, как гениальность вряд ли может быть спрогнозирована заранее и не имеет каких-то чётких критериев, которые можно было бы целенаправленно улучшать с детства. По словам эксперта, признать человека гением может только общественное мнение, и лишь спустя время после его выдающихся достижений. Но роль родителей, учителей и той среды, в которой растёт ребёнок, в возможных грядущих достижениях исключительно велика.
«Биографии гениев туманны. Те, кто изучает путь гения часто пытаются найти подсказки, которые могут вывести формулу гениальности, и поэтому находят факты в угоду своей теории», — отметил психолог в беседе с «Московской газетой».
Валерий Ивановский отвергает мнение о том, что гении творят в некоем информационном вакууме. Беспристрастный анализ их деятельности свидетельствует как раз об обратном.
«Гении — невероятно широко образованные люди, фанаты своего дела. Они одержимы своим предметом, что заставляет их буквально «пылесосить» информацию вокруг себя. Они знают гораздо больше, чем коллеги, и основой гениальных открытий часто становится труд тысячи ученых, которым просто не повезло обрести такую известность, которую получает гений. Гениальность проявляется там, где есть невероятная усидчивость и работоспособность, а также широкий профессиональный кругозор. Если нет труда, нет обширнейших знаний, то гений никогда не родится. Так что каких-либо физиологических предпосылок, органических функциональных особенностей, являющихся предвестниками рождения гения, не существует, — убежден психолог. — Оттого-то и совершенная непохожесть всех гениев друг на друга. Среди них мы можем обнаружить и женщин, и мужчин, и высоких, и низких людей с разным цветом кожи и мышечным тонусом. Всё, что их объединяет — высочайшая эрудиция, поиск знаний и невероятное трудолюбие».
Если же говорить о детях, то понятие гениальность, по словам Валерия Ивановского, здесь неприменимо. Ребенок как чистый лист, у которого пока еще нет багажа знаний, поэтому рано судить об особенностях его мышления, тем более о способности глубоко погружаться в интересующий предмет, делать неожиданные выводы и идти вперед дальше, чем другие.
«Определение гениальности ребенка в начале его пути — достаточно сомнительная процедура, которая мало обладает прогностической функцией. Глядя на чистый лист, каким образом мы можем предсказать, появится здесь гениальное произведение или матерные частушки? Это может показать только время. Поэтому подобные прогнозы попадают только в статистику, а статистика, как в анекдоте, говорит лишь о том, что вероятность наступления любого события приближается к 50%, — рассуждает эксперт. — Каждый второй гением не станет, потому что гениальное открытие или произведение — это титанический труд, сосредоточенность на предмете своего интереса, который человек не просто проносит через жизнь, а живет им с каждым вздохом. В силу определенных внешних и внутренних обстоятельств количество людей, которые могут в таком темпе жить, исчисляется десятками или сотнями, если мы берем в расчет все человечество. Это можно сравнить с тем, что выполнять какие-то несложные физические упражнения могут практически все, но становиться призерами Олимпийских игр — только единицы, причем это спортсмены, которые являются гениями в своем виде спорта».
В то же время Валерий Ивановский отмечает огромную роль родителей, педагогов и среды в воспитании гения: «Ребёнок — это строительный материал, которым социум, родители, педагоги умело управляют. Станет ли он гением или нет: этот вопрос следует задавать ваятелю, который будет совершать эти манипуляции. Когда мы берем кусок гранита, мы не можем сказать, что в нем уже заключены скульптуры Родена. Для того, чтобы они получились, нужен сам Роден. Так и для того, чтобы ребенок стал гением необходимо искать Учителей с большой буквы, которые смогут привить ему любовь к труду, знанию, пытливость ума и настойчивость, пронести эти качества через жизнь, не растерять. Если это будет соблюдено, то с высокой долей вероятности можно сказать: такой ребенок в будущем достигнет большего, чем другие».
Клинический психолог уверен, что людей без таланта не существует: «Каждый человек, если у него нет явных физиологических дефектов, всей предыдущей эволюцией приспособлен к тому, чтобы приобрести качества, которые позволят ему наиболее адекватно и пластично взаимодействовать с окружающим миром».
На вопрос о том, нужны ли миру гении, Валерий Ивановский ответил, безусловно, положительно: «Гениальность, конечно, нужна, потому что она, как и любое искусство, предельная степень обобщения процессов и явлений, которые являются путеводной звездой и показывают направление, в котором должно двигаться человечество».
«Гении — невероятно широко образованные люди, фанаты своего дела. Они одержимы своим предметом, что заставляет их буквально «пылесосить» информацию вокруг себя. Они знают гораздо больше, чем коллеги, и основой гениальных открытий часто становится труд тысячи ученых, которым просто не повезло обрести такую известность, которую получает гений. Гениальность проявляется там, где есть невероятная усидчивость и работоспособность, а также широкий профессиональный кругозор. Если нет труда, нет обширнейших знаний, то гений никогда не родится. Так что каких-либо физиологических предпосылок, органических функциональных особенностей, являющихся предвестниками рождения гения, не существует, — убежден психолог. — Оттого-то и совершенная непохожесть всех гениев друг на друга. Среди них мы можем обнаружить и женщин, и мужчин, и высоких, и низких людей с разным цветом кожи и мышечным тонусом. Всё, что их объединяет — высочайшая эрудиция, поиск знаний и невероятное трудолюбие».
Если же говорить о детях, то понятие гениальность, по словам Валерия Ивановского, здесь неприменимо. Ребенок как чистый лист, у которого пока еще нет багажа знаний, поэтому рано судить об особенностях его мышления, тем более о способности глубоко погружаться в интересующий предмет, делать неожиданные выводы и идти вперед дальше, чем другие.
«Определение гениальности ребенка в начале его пути — достаточно сомнительная процедура, которая мало обладает прогностической функцией. Глядя на чистый лист, каким образом мы можем предсказать, появится здесь гениальное произведение или матерные частушки? Это может показать только время. Поэтому подобные прогнозы попадают только в статистику, а статистика, как в анекдоте, говорит лишь о том, что вероятность наступления любого события приближается к 50%, — рассуждает эксперт. — Каждый второй гением не станет, потому что гениальное открытие или произведение — это титанический труд, сосредоточенность на предмете своего интереса, который человек не просто проносит через жизнь, а живет им с каждым вздохом. В силу определенных внешних и внутренних обстоятельств количество людей, которые могут в таком темпе жить, исчисляется десятками или сотнями, если мы берем в расчет все человечество. Это можно сравнить с тем, что выполнять какие-то несложные физические упражнения могут практически все, но становиться призерами Олимпийских игр — только единицы, причем это спортсмены, которые являются гениями в своем виде спорта».
В то же время Валерий Ивановский отмечает огромную роль родителей, педагогов и среды в воспитании гения: «Ребёнок — это строительный материал, которым социум, родители, педагоги умело управляют. Станет ли он гением или нет: этот вопрос следует задавать ваятелю, который будет совершать эти манипуляции. Когда мы берем кусок гранита, мы не можем сказать, что в нем уже заключены скульптуры Родена. Для того, чтобы они получились, нужен сам Роден. Так и для того, чтобы ребенок стал гением необходимо искать Учителей с большой буквы, которые смогут привить ему любовь к труду, знанию, пытливость ума и настойчивость, пронести эти качества через жизнь, не растерять. Если это будет соблюдено, то с высокой долей вероятности можно сказать: такой ребенок в будущем достигнет большего, чем другие».
Клинический психолог уверен, что людей без таланта не существует: «Каждый человек, если у него нет явных физиологических дефектов, всей предыдущей эволюцией приспособлен к тому, чтобы приобрести качества, которые позволят ему наиболее адекватно и пластично взаимодействовать с окружающим миром».
На вопрос о том, нужны ли миру гении, Валерий Ивановский ответил, безусловно, положительно: «Гениальность, конечно, нужна, потому что она, как и любое искусство, предельная степень обобщения процессов и явлений, которые являются путеводной звездой и показывают направление, в котором должно двигаться человечество».