Московская Газета
10 апреля 2023
Юмор и смех – важнейшие достижения эволюции: психолог Ивановский рассказал об их значимости в жизни человека
Наличие или отсутствие чувства юмора – важная характеристика человека, которая оказывает большое влияние на то, насколько комфортно с ним общаться, какой реакции на шутку или розыгрыш от него можно ожидать, а также может сказать многое о его характере и мировоззрении.
О том, что такое чувство юмора, как смех влияет на организм человека и его мировосприятие, опасны ли люди, у которых отсутствует чувство юмора или, наоборот, у кого юмор в переизбытке, рассказал клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский
Чувство юмора как важнейшее эволюционное завоевание человечества
Чувство юмора – наиболее молодое явление в человеческой эволюции, которое позволяет тонко отражать окружающий мир и себя в этом мире, а также результативно приспосабливаться ко внешней среде.
«Интерес к тому, почему так важно чувство юмора, его наличие или отсутствие, ясно указывает нам на то, что в человеческой жизни чувство юмора занимает одно из ведущих, центральных мест. Слово юмор происходит от древне-латинского «влажность» и относится к тем первым психологическим размышлениям, когда древние философы пытались определить, что образует темперамент и черты характера человека.
Ведь они – это способ его восприятия мира, реакция на мир, на его проявления, на предметы мира, их свойства и признаки. Поэтому чувство юмора – это то базовое отношение человека к миру и к себе, возможность видеть мир таким, какой он есть, в его внутренней противоречивости, в его невероятном сплетении уродливых, возвышенных и благородных черт. Получается доктринальное, ригидное восприятие мира, которое можно сравнить с инстинктивным отношением к нему.
Инстинкт – это определенная невероятно упроченная схема, которая запускает определенную реакцию в ответ на какой-то внешний стимул-раздражитель, и таким образом предопределяет отношение носителя этого инстинкта и к миру, и к себе. Инстинкт всегда предельно схематичен, несмотря на определенную сложность, он прост. За своим каркасом он скрывает мир. Чем глубже и предметно живое существо видит мир, тем в большей гармонии оно с ним находится. Поэтому приобретение человеком сознания, а затем и сознания чувства юмора, является одним из важнейших его эволюционных завоеваний, которое позволяет видеть мир таким, какой он есть, и себя таким, какой есть. В этом плане это должно уберечь и уберегает человека от чувства неудовольствия, тревоги, которую порождает любая схематичность, которая в свою очередь всегда выявляет несоответствия того, как на основе этой схемы человек думает о мире, и того, каким мир является на самом деле. Это несоответствие порождает определенную тревогу, страх, которые ведут к различного рода душевным дезадаптациям и в особо сложных случаях — к душевным заболеваниям. И в этом плане смех это тот эволюционно приобретенный инструментарий, который помогает человеку сбросить возникающее напряжение тревоги», — говорит Валерий Ивановский.
Смех как инструмент для избавления от тревоги
Результатом биологической эволюции человека стало появление у него высших психических функций, таких как память, мышление и речь, обусловивших функционирование сознания. И после всего этого как очередной результат, но уже социальной эволюции появилось чувство юмора. А смех, в свою очередь, является своего рода «безусловным рефлексом», но на базе не биологического инстинкта, а порожденных социальной эволюцией высших психических функций, и в то же время спускным клапаном, позволяющим уберечь психику человека от перегрузок и саморазрушения, говорит эксперт.
«Мир прекрасен во всех своих проявлениях, рассуждает психолог, и осознание того, что, допустим, процентное соотношение прекрасного и отвратительного может быть совершенно разным, в целом не меняет того, что жизнь – это дар. Человек должен испытывать удовлетворение от наполненности, результативности этого пути. К примеру, секунду назад он был на пороге того, чтобы за счет этой тревоги, за счет того, что он недостаточно объективно, истинно видит ситуацию, он мог бы предпринять какие-то ошибочные действия, которые нанесли бы урон и ему, и миру. И это действие всегда предваряет некая эмоционально-аффективная энергия.
Смех — это рационально-аффективный процесс, если мы берем его как явление. Человек за счет ритмических очень сильных последовательных расслаблений и напряжений мышц, в том числе дыхательной системы, очень быстро расходует накопившуюся негативную энергию. И этот, своего рода паровой клапан, позволяет выпустить эту энергию без особых разрушительных последствий. Потому что этот комплекс одновременных ритмических сокращений мышц, которые выталкивают дыхание, — невероятно энергозатратная штука. И поэтому говорят, мол, человек смеялся до изнеможения. При смехе активируется работа до 80 мышц. Целый час смеха сжигает до 350 килокалорий, то есть это примерно, как бег. Только в этой энергии важна именно эмоционально-аффективная составляющая, поэтому это гораздо более эффективно, результативно. Жжется неабстрактная энергия. Предполагаю, что этот процесс регулируется со стороны эндокринной системы. Во время смеха в кровь из надпочечников или из гипофиза очень быстро поступают нейротрансмиттеры, которые выжигают кортизол, норадреналин. Это мое предположение, — рассуждает психолог. — Когда человек смеётся, у него изменяется тип дыхания, происходит увеличение кислородного объема в мозге, органах и тканях, уходят застойные явления в легких. Кислород, состав крови, в принципе, метаболизм – это основа жизни. Смех очень быстро даёт нам ощущение того, что мир прекрасен, жить здорово, и мы видим мир и себя в этом мире такими, какие мы есть, и получаем от этого удовольствие. В этот момент мы как бы дышим полной грудью. При смехе вдох становится глубже. Следующая за вдохом серия коротких и сильных выдохов заставляет легкие работать более активно. В результате насыщение крови кислородом происходит интенсивнее. Улучшается снабжение кислородом мозга, органов и тканей. Смех помогает избавиться от застойных явлений в легких. Также вызывает выработку эндорфинов, известных как гормон счастья, снижая уровень гормонов стресса – кортизола и адреналина. Эндорфины уменьшают интенсивность боли».
Помимо этого физического акта психологический смысл заключается в том, что человек, который схематично видит мир, начинает испытывать тревогу, постоянное накопление тревожной энергии является реакцией на угрозу. То есть он как бы замирает, не может выбрать реакцию, что ему делать: атаковать, бежать или замереть. И смех позволяет это напряжение очень быстро разрядить — человек вдруг ясно понимает процентное несоответствие мира, например, между уродливым и прекрасным, говорит эксперт: «Предполагается, что прекрасное и уродливое должно уравновешиваться, но в жизни часто бывает так, что уродливого очень много, а прекрасного очень мало, и все это создает определенное напряжение. А чувство юмора позволяет очень явно это увидеть. А когда человек что-то осознает, это перестает быть для него угрозой. И юмор в этом плане – это способ чрезвычайно тонкой, чрезвычайно результативной настройки, которая позволяет гармонично существовать в мире несмотря на то, что он несовершенен».
Человек, лишенный чувства юмора — кто он?
«Человек, который лишен чувства юмора или юмор не понимает, представляет собой вид такого догматика, который живет, ориентируясь на весьма схематические приблизительные представления о мире. Мир всегда гораздо сложнее, шире, противоречивее, чем любая догма или теория, описывающая этот мир. И поэтому, с одной стороны, человек не может жить без какой-то внутренней схемы, внутренней карты, системы координат, которая проявляет его мир перед его внутренним взором, позволяет передвигаться по нему и по своей жизни наиболее результативными путями. Но, с другой стороны, на эту карту всегда накладывается живой опыт человека. Причем он складывается не только из тех непосредственных ситуаций, в которые человек попадает, но и из того общечеловеческого знания, которое составляет основу науки и культуры, от которого человек в идеале должен подпитываться. Отсутствие чувства юмора означает, что человек руководствуется весьма условными схемами, не понимая всего многообразия этой противоречивости, и самое главное, взаимосвязи, единства этих противоречивых вещей. Что с одной стороны, возвышенное и низкое, подлое и благородное, доброе и злое, грязное и чистое, всё это, сплетаясь в своей противоречивости, образует единство жизни. И это единство представляет собой высочайшее чудо, высочайшую гармонию и является просто невероятным подарком человеку, что ему суждено эту жизнь проживать», — рассказал Валерий Ивановский.
Психолог отмечает, что человек, руководствующийся упрощёнными схемами, с одной стороны, пропускает мимо себя всё многообразие мира, а с другой, может в силу неверного представления о мире принимать ошибочные решения в ответ на внешнее воздействие со стороны обстоятельств или других людей:
«Крайней формой такого поведения являются так называемые доктринёры или даже фанатики, представляющие мир в чёрно-белых цветах и готовые уничтожить всё, что не укладывается в эту картину. Поэтому в самых крайних проявлениях такие люди даже могут быть опасными для общества. То есть такой человек будет всегда неадекватен окружающему его миру и может нанести определенный вред себе и окружающим, например, тем, кто находится с ним рядом. Поэтому отсутствие чувства юмора – это показатель определенной ригидности, определенной косности, симптом весьма ограниченной и мало результативной приспособленности к миру в плане его адекватного отражения. Такой человек находится достаточно далеко от истины, если истину понимать как некое знание, которое релевантно описывает окружающий мир, все его явления и взаимосвязи».
Люди с переизбытком чувства юмора — опасны или нет
По словам клинического психолога, что есть и вторая крайность, которая выражается в некоем переизбытке чувства юмора. Как и в любой крайности, в этом случае как бы отрицается рациональное зерно, содержащееся в норме.
«В целом, ничем такие люди не страшны! Эти люди могут достаточно часто вызывать раздражение, и из-за этого мы свое эмоциональное отношение к ним можем пытаться рационализировать и рассматривать в рамках, допустим, каких-то отрицательных моментов их излишнего юмора. Но, в общем и целом, эти люди просто дальше ушли именно в своем понимании мира, его каких-то тонких вещей, его сокрытых от других взаимосвязей. И их излишняя ирония просто лишний раз показывает нам, насколько впереди они находятся от нашего догматичного понимания жизни. И достаточно часто это может весьма серьезно ранить. Но это, с одной стороны, больше наша проблема, больше показатель того, к чему нам стоит стремиться, но, с другой стороны, как и всё, что выходит за рамки нормы, доставляет определенные неудобства. Потому что это излишнее чувство юмора создаёт некие препятствия в общении между ним и другими людьми. А в жизни человека общение с другими людьми, то есть нахождение в социуме, определяет 90% их жизни. Человек живет в обществе среди других людей, а только потом он живет в природе», — заключил основатель академии «ТРИЭТТА».
Инстинкт – это определенная невероятно упроченная схема, которая запускает определенную реакцию в ответ на какой-то внешний стимул-раздражитель, и таким образом предопределяет отношение носителя этого инстинкта и к миру, и к себе. Инстинкт всегда предельно схематичен, несмотря на определенную сложность, он прост. За своим каркасом он скрывает мир. Чем глубже и предметно живое существо видит мир, тем в большей гармонии оно с ним находится. Поэтому приобретение человеком сознания, а затем и сознания чувства юмора, является одним из важнейших его эволюционных завоеваний, которое позволяет видеть мир таким, какой он есть, и себя таким, какой есть. В этом плане это должно уберечь и уберегает человека от чувства неудовольствия, тревоги, которую порождает любая схематичность, которая в свою очередь всегда выявляет несоответствия того, как на основе этой схемы человек думает о мире, и того, каким мир является на самом деле. Это несоответствие порождает определенную тревогу, страх, которые ведут к различного рода душевным дезадаптациям и в особо сложных случаях — к душевным заболеваниям. И в этом плане смех это тот эволюционно приобретенный инструментарий, который помогает человеку сбросить возникающее напряжение тревоги», — говорит Валерий Ивановский.
Смех как инструмент для избавления от тревоги
Результатом биологической эволюции человека стало появление у него высших психических функций, таких как память, мышление и речь, обусловивших функционирование сознания. И после всего этого как очередной результат, но уже социальной эволюции появилось чувство юмора. А смех, в свою очередь, является своего рода «безусловным рефлексом», но на базе не биологического инстинкта, а порожденных социальной эволюцией высших психических функций, и в то же время спускным клапаном, позволяющим уберечь психику человека от перегрузок и саморазрушения, говорит эксперт.
«Мир прекрасен во всех своих проявлениях, рассуждает психолог, и осознание того, что, допустим, процентное соотношение прекрасного и отвратительного может быть совершенно разным, в целом не меняет того, что жизнь – это дар. Человек должен испытывать удовлетворение от наполненности, результативности этого пути. К примеру, секунду назад он был на пороге того, чтобы за счет этой тревоги, за счет того, что он недостаточно объективно, истинно видит ситуацию, он мог бы предпринять какие-то ошибочные действия, которые нанесли бы урон и ему, и миру. И это действие всегда предваряет некая эмоционально-аффективная энергия.
Смех — это рационально-аффективный процесс, если мы берем его как явление. Человек за счет ритмических очень сильных последовательных расслаблений и напряжений мышц, в том числе дыхательной системы, очень быстро расходует накопившуюся негативную энергию. И этот, своего рода паровой клапан, позволяет выпустить эту энергию без особых разрушительных последствий. Потому что этот комплекс одновременных ритмических сокращений мышц, которые выталкивают дыхание, — невероятно энергозатратная штука. И поэтому говорят, мол, человек смеялся до изнеможения. При смехе активируется работа до 80 мышц. Целый час смеха сжигает до 350 килокалорий, то есть это примерно, как бег. Только в этой энергии важна именно эмоционально-аффективная составляющая, поэтому это гораздо более эффективно, результативно. Жжется неабстрактная энергия. Предполагаю, что этот процесс регулируется со стороны эндокринной системы. Во время смеха в кровь из надпочечников или из гипофиза очень быстро поступают нейротрансмиттеры, которые выжигают кортизол, норадреналин. Это мое предположение, — рассуждает психолог. — Когда человек смеётся, у него изменяется тип дыхания, происходит увеличение кислородного объема в мозге, органах и тканях, уходят застойные явления в легких. Кислород, состав крови, в принципе, метаболизм – это основа жизни. Смех очень быстро даёт нам ощущение того, что мир прекрасен, жить здорово, и мы видим мир и себя в этом мире такими, какие мы есть, и получаем от этого удовольствие. В этот момент мы как бы дышим полной грудью. При смехе вдох становится глубже. Следующая за вдохом серия коротких и сильных выдохов заставляет легкие работать более активно. В результате насыщение крови кислородом происходит интенсивнее. Улучшается снабжение кислородом мозга, органов и тканей. Смех помогает избавиться от застойных явлений в легких. Также вызывает выработку эндорфинов, известных как гормон счастья, снижая уровень гормонов стресса – кортизола и адреналина. Эндорфины уменьшают интенсивность боли».
Помимо этого физического акта психологический смысл заключается в том, что человек, который схематично видит мир, начинает испытывать тревогу, постоянное накопление тревожной энергии является реакцией на угрозу. То есть он как бы замирает, не может выбрать реакцию, что ему делать: атаковать, бежать или замереть. И смех позволяет это напряжение очень быстро разрядить — человек вдруг ясно понимает процентное несоответствие мира, например, между уродливым и прекрасным, говорит эксперт: «Предполагается, что прекрасное и уродливое должно уравновешиваться, но в жизни часто бывает так, что уродливого очень много, а прекрасного очень мало, и все это создает определенное напряжение. А чувство юмора позволяет очень явно это увидеть. А когда человек что-то осознает, это перестает быть для него угрозой. И юмор в этом плане – это способ чрезвычайно тонкой, чрезвычайно результативной настройки, которая позволяет гармонично существовать в мире несмотря на то, что он несовершенен».
Человек, лишенный чувства юмора — кто он?
«Человек, который лишен чувства юмора или юмор не понимает, представляет собой вид такого догматика, который живет, ориентируясь на весьма схематические приблизительные представления о мире. Мир всегда гораздо сложнее, шире, противоречивее, чем любая догма или теория, описывающая этот мир. И поэтому, с одной стороны, человек не может жить без какой-то внутренней схемы, внутренней карты, системы координат, которая проявляет его мир перед его внутренним взором, позволяет передвигаться по нему и по своей жизни наиболее результативными путями. Но, с другой стороны, на эту карту всегда накладывается живой опыт человека. Причем он складывается не только из тех непосредственных ситуаций, в которые человек попадает, но и из того общечеловеческого знания, которое составляет основу науки и культуры, от которого человек в идеале должен подпитываться. Отсутствие чувства юмора означает, что человек руководствуется весьма условными схемами, не понимая всего многообразия этой противоречивости, и самое главное, взаимосвязи, единства этих противоречивых вещей. Что с одной стороны, возвышенное и низкое, подлое и благородное, доброе и злое, грязное и чистое, всё это, сплетаясь в своей противоречивости, образует единство жизни. И это единство представляет собой высочайшее чудо, высочайшую гармонию и является просто невероятным подарком человеку, что ему суждено эту жизнь проживать», — рассказал Валерий Ивановский.
Психолог отмечает, что человек, руководствующийся упрощёнными схемами, с одной стороны, пропускает мимо себя всё многообразие мира, а с другой, может в силу неверного представления о мире принимать ошибочные решения в ответ на внешнее воздействие со стороны обстоятельств или других людей:
«Крайней формой такого поведения являются так называемые доктринёры или даже фанатики, представляющие мир в чёрно-белых цветах и готовые уничтожить всё, что не укладывается в эту картину. Поэтому в самых крайних проявлениях такие люди даже могут быть опасными для общества. То есть такой человек будет всегда неадекватен окружающему его миру и может нанести определенный вред себе и окружающим, например, тем, кто находится с ним рядом. Поэтому отсутствие чувства юмора – это показатель определенной ригидности, определенной косности, симптом весьма ограниченной и мало результативной приспособленности к миру в плане его адекватного отражения. Такой человек находится достаточно далеко от истины, если истину понимать как некое знание, которое релевантно описывает окружающий мир, все его явления и взаимосвязи».
Люди с переизбытком чувства юмора — опасны или нет
По словам клинического психолога, что есть и вторая крайность, которая выражается в некоем переизбытке чувства юмора. Как и в любой крайности, в этом случае как бы отрицается рациональное зерно, содержащееся в норме.
«В целом, ничем такие люди не страшны! Эти люди могут достаточно часто вызывать раздражение, и из-за этого мы свое эмоциональное отношение к ним можем пытаться рационализировать и рассматривать в рамках, допустим, каких-то отрицательных моментов их излишнего юмора. Но, в общем и целом, эти люди просто дальше ушли именно в своем понимании мира, его каких-то тонких вещей, его сокрытых от других взаимосвязей. И их излишняя ирония просто лишний раз показывает нам, насколько впереди они находятся от нашего догматичного понимания жизни. И достаточно часто это может весьма серьезно ранить. Но это, с одной стороны, больше наша проблема, больше показатель того, к чему нам стоит стремиться, но, с другой стороны, как и всё, что выходит за рамки нормы, доставляет определенные неудобства. Потому что это излишнее чувство юмора создаёт некие препятствия в общении между ним и другими людьми. А в жизни человека общение с другими людьми, то есть нахождение в социуме, определяет 90% их жизни. Человек живет в обществе среди других людей, а только потом он живет в природе», — заключил основатель академии «ТРИЭТТА».