Московская Газета
7 марта 2023
Клинический психолог Валерий Ивановский объяснил, почему людям хочется делать пластические операции
По данным ВЦИОМ, большинство россиян относятся к пластическим операциям для улучшения внешности нейтрально или отрицательно — 41% и 43% соответственно. При этом каждый третий респондент знаком с кем-либо из людей, прибегавших к помощи пластического хирурга. Каждый десятый сообщил социологам, что сам хотел бы сделать такую операцию, а 15% в целом относятся к такому явлению положительно. Авторы исследования отмечают, что число сторонников пластики больше среди молодёжи
«Московская газета» узнала у клинического психолога, основателя академии «ТРИЭТТА» Валерия Ивановского, что становится причиной желания людей менять свою внешность, помогает ли пластическая операция принять себя и почему у некоторых клиентов пластического хирурга за одной операцией могут следовать ещё и ещё.

«Одним из основополагающих тезисов психологии является то, что мы всё внешнее воспринимаем через внутреннее. И одновременно можно его инверсировать и говорить, что на внешнее восприятие значительное влияние оказывает наше состояние. Если предельно упростить ситуацию, получается, что люди, которые хотят сделать пластическую операцию, по тем или иным причинам не воспринимают себя такими, какие они есть и хотят изменить что-то внешнее в себе. Это нацелено на то, чтобы устранить какую-то внутреннюю причину, внутренний дискомфорт», — говорит Валерий Ивановский. Эксперт подчёркивает, что форма скул или носа, которые якобы не нравятся самому человеку, на самом деле являются лишь символом, внешним отражением структуры личности, которой он недоволен и которую хотел бы изменить. Этот тезис подтверждается тем, что в абсолютном большинстве случаев окружающие не замечают те «изъяны» внешности, которые беспокоят самого человека и которые он хочет устранить. Значит дело не во внешней уродливости, а в восприятии человеком самого себя.

Подробнее читать в источнике
«В психологии достаточно давно известно, что базовое чувство недовольства собой основано, как правило, на ощущении или собственной ненужности, или собственного бессилия. То есть в любом случае необходимо искать корни в том, что когда-то достаточно давно, как правило, это происходит в детстве, ребенок, будущий пациент психологических клиник, получил какой-то отрицательный психологический опыт, как правило, от своих близких, который сформировал и зафиксировал установку о его собственной никчемности, его ненужности, его бессилии позитивно взаимодействовать с внешним миром и с другими людьми. На каком-то этапе, для того чтобы избавиться от этой установки, человек пытается менять что-то в себе. Как правило, это достаточно импульсивный и лишь частично согласующийся с реальностью выбор, это некая заместительная терапия, некие копинг-стратегии, которые, как человек надеется, помогут ему или снизить, или избежать этого давления, тревожности, неприятия себя за счет изменения чего-то в себе. Это в общем-то правильная стратегия, в том смысле, что лучший способ избавиться от любого страха, от любого дискомфорта — посмотреть ему в глаза, идти ему навстречу, не избегать, не стараться отгородить себя от причины, источника своего страха, а стать настолько сильным и компетентным, чтобы можно было с ним справляться», — объясняет психолог.

По словам специалиста, магистральный путь к повышению самооценки лежит, в первую очередь, через расширение своих знаний о жизни и об окружающем мире, через создание новых контактов с другими людьми. Для этого можно, к примеру, получить новую профессию или пройти курсы повышения квалификации. Помимо расширения кругозора и получения новых навыков и компетенций, это приводит к общению с новыми людьми, у которых есть общие с вами интересы. Такое общение сначала касается только какой-то профессиональной области, но в его процессе раскрываются и новые грани взаимодействующих личностей, благодаря чему в том числе человек может повысить свою самооценку, получить доказательства своей нужности.

«Помимо этого достаточно хорошими будут занятия какой-то физической активностью, спортом, когда человек улучшает свое физическое состояние, свой физический тонус, он работает над образом, рельефом своей мускулатуры, повышает свою гибкость, свою ловкость и выносливость. Это является достаточно хорошим терапевтическим средством, чтобы и произвести какие-то изменения над собой, и, опять же, завести новые знакомства, найти людей по интересам и так далее. В том случае, когда человек воздействует хирургическим образом на части своего тела, отсекаются все вышеприведенные вещи. Потому что человек не получает, по большому счету, никакой терапии. Он остается наедине со своими проблемами, он не обретает никаких новых опор, никаких точек уверенности, внутреннего роста. Он становится на достаточно скользкий путь постоянной трансформации. Потому что, изменяя свой нос, он решает, что тем самым он сможет завоевать благосклонность окружающих и каким-то образом повысить самооценку. Но, как правило, этого не происходит, потому что длина носа как основной фактор, который препятствует ему заводить знакомства, существует только в голове у этого человека. Поэтому окружающие с большой долей вероятности даже не заметят этого. А если заметят, вряд ли это каким-то образом может повлиять на восприятие этого человека. Потому что мы воспринимаем других людей в комплексе, а не какими-то отдельными частями их тела или лица», — говорит Валерий Ивановский.

Психолог назвал такой мотив для пластических операций достаточно опасной практикой, которая не приведёт человека ни к гармонии с собой, ни к повышению уверенности в себе, а может толкнуть его лишь на бессмысленный путь бесконечной трансформации.

«С другой стороны, те цифры, которые называют социологи, достаточно тревожны, потому что говорят о том, что у нас нарушены способы надлежащей социализации людей. Предполагается, что после того, как социализация закончена, человек достаточно уверенно чувствует себя в жизни и те навыки, которые он приобретает, позволяют ему достаточно результативно взаимодействовать с окружающей действительностью, с другими людьми и с самим собой. И если достаточно большой процент среди тех, кто желает сделать себе операцию, составляют молодые люди, это говорит о том, что вся социализация первой половины жизни, которая включает в себя семью, школу и высшие учебные заведения, в плане обретения ребенком, членом общества каких-то базовых навыков результативного, надлежащего и гармоничного функционирования в обществе, не достигает своих целей. И на выходе мы получаем тревожного, сомневающегося в себе, в обществе и в жизни человека, который даже не познакомившись с этим обществом и с жизнью, с собой как следует, уже стремится убежать от этого мира в надежде приобрести какое-то иное лицо, которое, в представлении такого человека, позволит ему быть более любимым, более результативным, более желанным для других», — констатирует основатель академии «ТРИЭТТА». Эксперт назвал такую ситуацию поводом для беспокойства.

«В этом случае, если человек испытывает сильное желание пойти к пластическому хирургу, ему необходимо определить источники этого беспокойства. Это достаточно трудно сделать самостоятельно или даже в беседе с друзьями. Здесь необходимо обязательно пообщаться с квалифицированным психологом. Я думаю, что в достаточно большом проценте случаев, если беседа будет квалифицированной и результативной, такие люди изменят свое решение. И второе — безусловно необходимо постоянно видоизменяться, расти над собой. Но расти интеллектуально и духовно, через обретение новых знаний, прежде всего, научных, через расширение своего эстетического вкуса, через новые результативные знакомства. И проще всего знакомиться с людьми не просто в барах или на улице, а, допустим, проявляя интерес к каким-то новым для себя видам деятельности, например, коллекционирование или участие в каких-то выставках, программах подготовки, переподготовки кадров и так далее», — подчеркивает психолог.

Валерий Ивановский заключил, что все подобные заведения, услугами которых человек пользуется для корректировки своего психического состояния, должны быть обязательно сертифицированы. Ведь непрофессиональное вмешательство, если человек и так самостоятельно не может справиться со своими страхами и тревогами, чревато лишь усугублением ситуации. Психолог сравнил это с обоюдоострым мечом, который нужно брать в руки с большой осторожностью.

Ранее Валерий Ивановский рассказал о том, почему женщинам не стоит красить волосы и почему людям в целом нет нужды кардинально менять свою внешность.
другие статьи
Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сейчас
Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом и вы посмотрите на этот мир другими глазами.