«Причём в результате розыгрыша для всех становится понятна его некомпетентность, но, тем не менее, негативных последствий не наступает. Это отнюдь не безобидное действо, и тут очень важна причинно-следственная связь возникновения ситуации розыгрыша, мотива и поведение всех ее участников. Очень часто инициаторы розыгрыша камуфлируют такое решение желанием вызвать у человека какое-то переживание сюрприза, какие-то положительные эмоции восторга, хотя по своей природе розыгрыш преследует и добивается противоположных целей — поставить человека в дискомфортную ситуацию, в которой он проявил бы свою некомпетентность и предстал в невыгодном свете. Поэтому здесь возникают первые противоречия, явное и скрытое, в мотиве разыгрывающего. Получается, что, если он кого-то разыгрывает, то имеет намерения, отличные от декларируемых. Как правило, он пытается провести скрытую агрессию в отношении другого человека, причинить ему определенный репутационный и даже физический вред и при этом не подвергнуться общественному порицанию, не понести каких-либо более серьезных, юридических и административных последствий. Поэтому можно констатировать, что в большинстве случаев, чтобы ни говорил человек, как бы он ни рационализировал свое желание разыграть другого, в сердцевине этого поступка стоит закамуфлированная агрессия, стремление каким-то образом, под видом шутки, причинить вред, унизить, воздействовать силовым моральным образом на своего визави, но чужими руками.
По мнению эксперта, существует огромное количество способов выразить свое позитивное отношение к другому человеку.
«Так как в своей глубинной сущности розыгрыш — это всегда насилие в отношении другого человека, то и по природе самого розыгрыша вряд ли можно ждать каких-то положительных последствий для разыгрываемого. Во-первых, для человека это огромный стресс. Что бы мы не думали о жизни, она определяется разумом и чувствами, имеет причинно-следственную природу. То есть мы всегда исходим из того, что весь мир является результатом целенаправленных усилий, каких-то наших поступков, действий, которые образуют определенные следствия, например, мы много работаем, взяли квартиру в ипотеку, купили машину, хорошо питаемся, занимаемся спортом. И наоборот, если мы мало приспособлены к жизни, мы не можем достичь ничего своим разумом, мы преступаем закон, мы подвергаемся преследованиям и оказываемся в тюрьме. Таким образом, всё, что мы имеем в жизни в настоящий момент, так или иначе обусловлено нашими предыдущими действиями. И поэтому человек, проживая жизнь каждую секунду, имеет определенную внутреннюю когнитивную эмоциональную карту, на которой он более-менее четко представляет рельеф местности или жизни, где он находится и в какой точке этой местности пребывает в данный момент. В ситуации розыгрыша вся эта система координат сбивается. Человек не совершает ничего, что могло бы, например, привести его к мнимому похищению, или к мнимому избиению. Человека искусственно загоняют в ситуацию, когда происходит насильственный разрыв между причиной и следствием в его жизни. И это приводит к сильному стрессу, состоянию генерального аффекта, который нарушает всю нейродинамическую составляющую его нервной деятельности, происходит рассогласование работы высших психологических функций и более древних подкорковых аппаратов. Это всё может привести к тому, что человек впадет в состояние разлитого аффекта и может в этом состоянии, например, причинить вред себе или разыгрывающим», — отметил психолог.
С другой стороны, по словам Валерия Ивановского, такая ситуация нарушает все когнитивные стереотипы, механизмы, которыми он реагирует на те или иные ситуации, и может привести к стойкой дискоординации его когнитивных функций.
«Например, человек в результате такого розыгрыша перестанет адекватно, осмысленно реагировать на какие-то вызовы внешнего мира, начнет применять для этого более древние, примитивные формы; какая-то угроза будет провоцировать его немедленную физическую реакцию в виде нападения или бегства, что серьёзно затруднит человеку жизнь», — отметил клинический психолог.
Собеседник «Московской газеты» подчеркнул, что долгосрочные последствия такой ситуации просчитать очень сложно, однако с большой долей вероятности они будут негативными. Следствием такого стресса могут стать различные психосоматические проявления, такие как тремор, головные боли и т.д. Могут обостриться имеющиеся или появиться новые хронические заболевания.
«Поэтому розыгрыш как явление относится скорее к неблаговидным поступкам, принимая во внимание мотив разыгрывающего и понимая те последствия, которые розыгрыш будет иметь для разыгрываемого. Поэтому, с одной стороны, как социальное явление он существует, но я думаю, его основная функция заключается в том, что в регламентировано определёнными этическими и правовыми нормами в обществе, когда проявление агрессии так или иначе карается, розыгрыш является легальным способом реализовать свою агрессию в отношении людей, очень часто близких, когда реализация агрессии иными способами по каким-либо причинам затруднительна. Этому препятствуют какие-то моральные, этические или правовые нормы. С другой стороны, желание разыграть и тот способ, которым разыгрывают человека, входит в прямую взаимосвязь с уровнем его образования, его нравственного развития. Чем более человек развит, тем в меньшей степени возникает желание кого-то разыграть, потому что, если человек испытывает какой-то дискомфорт от взаимоотношений, он всегда найдет рациональные пути для того, чтобы снять эту возможную напряженность, донести до другого человека свои переживания и найти какие-то рациональные способы для преодоления проблемы», — заключил Валерий Ивановский.
Между тем, организацию розыгрышей, действительно связанных с насилием, некоторые предприимчивые граждане поставили на коммерческие рельсы, извлекая прибыль из стремления поставить своих близких в экстремальную ситуацию. В сети можно найти предложения за определённое вознаграждение организовать инсценировку похищения человека или облавы силовиков.
«Московская газета» повнимательнее присмотрелась к таким объявлениям и выяснила у специалистов, законно ли устраивать лже-рейд ОМОНа и как такое специфическое развлечение может отразиться на психике тех, кто о нём не предупреждён.
Журналист издания связался с авторами одного из объявлений о розыгрыше с ОМОНом и узнал подробности услуги, представившись потенциальным клиентом, который организовывает празднование дня рождения друга на даче.
«В принципе не важно, будете ли вы на даче или в каком-то заведении. Всё происходит так: в какой-то момент влетает «ОМОН», присутствующим сообщают, что в помещении находятся запрещенные вещества, всех укладывают лицом в пол, потом находят нечто похожее на наркотики. После этого всех выводят на улицу, ставят лицом к стене и за спиной устраивают фейерверк. После этого происходит разоблачение розыгрыша и поздравление с днем рождения. Можно несколько человек посадить в микроавтобус, немного покатать и потом сделать разоблачение. Это на ваше усмотрение», — рассказал автор объявления.
По его словам, услуга довольно популярна, поэтому заказывать ее лучше немного заранее. За одного актера нужно заплатить 8 тыс. рублей, но, если актеров будет от 5 человек и более – 7 тыс. рублей. На компанию в 15 человек нужно примерно 5 актеров.
Кризисный психолог и специалист по психосоматике Светлана Романова рассказала «Московской газете», чем чреваты для психики подобные шутки.
«Все люди разные, психика у всех тоже разная, кто-то рисковый и стремится получать адреналин, а у кого-то очень подвижная психика, и он не оценит такой розыгрыш. Человек может испытать сильнейший стресс, который потребует длительного восстановления. Неспроста для разных типов психики специалисты используют разные методики выведения из стрессовых состояний. Как психолог я категорически против таких инсценировок», — сказала эксперт.
Юрист Егор Фёдоров рассмотрел ситуацию с розыгрышами с точки зрения законности.
«В ст. 17.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное ношение формы со знаками отличия. Речь идет о военной форме, а также форменной одежде правоохранительных и контролирующих органов. Поэтому наряжаться омоновцами – это вообще незаконно. За такое правонарушение предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей с конфискацией формы. Видимо, столь незначительное наказание не пугает тех, кто оказывает подобные услуги. Что касается инсценированных похищений, напомню, что в УК РФ есть уголовная ответственность за похищение человека. При этом там ни слова не сказано о том, что инсценировка не будет считаться похищением. Главное, что жертва будет воспринимать все реально. За это можно получить лишение свободы на срок до 15 лет. В то же время ст. 126 УК РФ содержит и примечание о том, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Однако нужно понимать, что сам факт уголовного преследования будет зафиксирован, а это серьезное пятно на биографии, даже если пранкера освободят от ответственности», — пояснил юрист.
Правозащитник также отметил, что жертва розыгрыша может обратиться в суд для возмещения морального вреда. При этом такому истцу придется каким-то образом обосновать, что моральный вред действительно был причинен.
К слову, в начале 2019 года разного рода опасные пранки и челленджи запретила платформа YouTube. Произошло это после того, как в разных странах стал набирать популярность челлендж, в рамках которого люди, подражая героям хоррор-фильма, выполняли разные действия с завязанными глазами. Всё это снималось на видео, которое затем размещалось в сети ради просмотров и лайков. Некоторые из трюкачей садились за руль и закономерно попадали в аварии. Пранкеры довольно часто попадают в поле зрения и российских правоохранителей. К примеру, в Москве задержали пранкера в «окровавленной» одежде, прятавшегося в багажнике автомобиля каршеринга. Ради розыгрыша он испачкал одежду бурым веществом, напоминающим кровь, и лег в багажник машины, где его и обнаружила девушка, взявшая в прокат этот автомобиль. Другого пранкера приговорили к 2 годам 4 месяцам колонии за инсценировку «приступа ковида» в столичном метро.