Московская газета
26 июня 2023
Почему мы не ценим то, что есть
Непрерывная деятельность человека по изменению и усложнению окружающего мира привела к тому, что он насоздавал миллионы вещей и идей, которые непрерывно воздействуя на нас, теребят струны наших желаний, заставляя постоянно хотеть чего-нибудь и страдать от того, что мы не в состоянии удовлетворить их все
В этой игре невозможно выиграть, потому что человек, являясь гетеротрофом, нуждается в находящемся вокруг него веществе и энергии для того, чтобы жить. Поэтому он, непрерывно чувствуя нужду в чем-то находящемся вне его, тратит мускульную и интеллектуальную силу для овладения желаемым.
Зависимость человека от окружающей среды, которая по большей части подразумевает социум, тотальна и неотменима. Без воздуха человек может жить несколько минут, без воды несколько дней, без пищи несколько недель, без социума он не может жить вообще, так как, во-первых, человеческий ребенок при рождении абсолютно беспомощен и нуждается в заботе другого, во-вторых, человек становится человеком только в окружении людей. Существуют многочисленные свидетельства того, что, попадая в волчью стаю, ребенок вырастает волком и уже никогда не становится человеком.
Мы обречены всегда желать и всегда искать пути удовлетворения желаний.
Предметом вожделения многих людей является достаток, богатство, которое подразумевает обладание материальными ценностями в виде денег, жилья, машин, одежды, обильной пищи и т.д. Для их приобретения люди тратят огромное количество времени и сил и, получая желаемое, очень часто разочаровываются, страдают и недоумевают, почему к столь желанному еще вчера сегодня я так равнодушен.
Вообще накопление богатств — это стратегия общая для всех живых организмов, почти все эволюционно развитые организмы накапливают подкожный жир про запас, многие создают как собаки и белки тайники с излишками пищи, столбят за собой куски территории, наиболее обильные требуемыми веществами и т.д. Поэтому в тяге к накоплению материальных ценностей можно увидеть отголоски властного закона природы, повелевающего выжить.
Но дело в том, что уникальность жизни человека состоит в ином взаимодействии с миром, выработке иных законов выживания. Все они связаны с жизнью индивида в социуме, который, несмотря на то что как феномен является неотъемлемой частью общего всем биологическим существам эволюционного процесса, предъявляет свои законы живущим социальной жизнью людей.
Если все животные инстинкты и желания эгоистичны, направлены на выживание конкретного животного, то все социальные желания альтруистичны, они заставляют человека делать то, что помогает выжить группе. Обращает на себя внимание то, что, выполняя любую социально одобряемую деятельность, человек как правило нацеливает результат своих усилий на других, получая за это бонусы в виде денег, которые являются эквивалентом всех предметов желания и одобрения в виде уважения, любви и принадлежности к группе. Такой механизм создает уникальную ситуацию, когда человек по факту принадлежности к социуму в изобилии окружен предметами, могущими удовлетворить его желания, и может большую часть жизни тратить не на охоту, собирательство и выделку шкур, а на преобразование окружающего мира, все более и более его социализируя.
Таким образом, жизнь человека — это попытка решить парадокс эгоистических устремлений тела и альтруистических велений социума. Каждый в течение жизни приспосабливается к нему с различной долей результативности, от которой зависит физическое и ментальное здоровье. Этот парадокс также заставляет искать ответ на вопрос, какие из многочисленных желаний важнее и ценнее, тем самым создавая различные ценностные системы потребностей и основанные на них этические правила и эстетические нормы.
Жизнь человека проходит в удовлетворении физиологических, социальных и духовных потребностей. Все они взаимосвязаны, и потребности более высшего с социальной точки зрения уровня возникают, когда в значительной части удовлетворены потребности уровня предыдущего. Мы думаем об уважении к себе, когда большую часть времени не чувствуем голода и о самовыражении, когда ценимы окружающими и уверенны в себе.
Чем выше мы поднимаемся по ценностной лестнице потребностей, тем сложнее их удовлетворять, и тем большая путаница возникает с мотивами, целями и средствами.
Если удовлетворить голод достаточно просто, потому что мы понимаем, что кусок мяса — это то, что поможет насытится, а фотография в рамке нет, то с безопасностью уже сложнее, с уважением еще запутаннее, а с самореализацией бывает вообще непонятно. Для того, чтобы это проверить попробуйте задать себе вопрос, какова самая главная цель моей жизни.
Непонимание своих желаний и стоящих за ними мотивов является одной из важнейших причин почему мы часто не ценим того, что имеем.
Один страстно стремится к богатству, а достигая его, чувствует опустошенность и равнодушие. Это связано с тем, что накоплением он пытался избавиться от чувства неуверенности в себе и низкой самооценки, думая, что его богатство заставит других людей уважать его и повысит собственную самооценку. Но так не бывает, дорогой автомобиль не сделает нас другими, мы будем все теми же неуверенными и страдающими людьми, только за рулем дорогого автомобиля. Это относится ко всем случаям, когда человек пытается решить психологические проблемы материальным накоплением или гедонистическим консьюмеризмом.
Девушка страстно рвется замуж, а, получив желаемое, испытывает равнодушие и досаду. Это может быта связано с тем, что она остро нуждалась в чувстве уважения со стороны родителей и подруг, желании принадлежать к определенной группе, ценности которой предполагают статус замужней. В основе такого желания опять же лежит неуверенность в себе и попытка от нее избавиться, соответствуя ожиданием группы, которая является значимым кругом взаимодействия.
Во многих случаях, когда мы не ценим того, что имеем и добиваемся, мы используем ненадлежащие средства для достижения целей, потому что не можем понять или признаться себе в своих мотивах. Такими мотивами как правило являются попытки избавится от мыслей о том, что мы слабы, беспомощны и бесполезны.
Это приводит к тому, что почти все социальные потребности мы пытаемся решить через материальное, в то время как решать их нужно через установление социальных связей и социально результативную деятельность.
Материальное — эгоистично, социальное альтруистично, поэтому ты когда хочешь поразить роскошным автомобилем, тебя видят как средство а не как цель отношений, со всеми неприятными для обладателя роскошного автомобиля последствиями.
Еще одной причиной того, что мы не ценим того, что имеем, может служить процесс перевода из сферы сознательных реакций на уровень лимбической системы тех стимулов, которые становятся привычными. Например, несмотря на то, что воздух крайне важен и ценен для нашей жизни, никто не восхищается ежеминутно тем, что он есть у нас, что мы обладаем им в достаточных количествах. Так и привычное социальное окружение и жилище, и предметы быта, перестают замечаться и субъективно теряют свои ценность, но в случае потери, опять вдруг становятся важны и желанны, как воздух. Поэтому крайне необходимо осознанно относиться к своим достижениям и отказаться от порочного образа мыслей, приходящего к нивелированию ценности достигнутого в угоду тому, что еще не стало твоим. Наиболее экологичен и рационален подход, при котором, человек понимает ценность того, что он имеет и стремится к дальнейшему развитию себя и свои жизненных условий.
В процессе нашего развития неминуемо происходит переоценка ценностей. Это связано с тем, что стойкое удовлетворение более базовых потребностей снижает их актуальность и силу, обуславливая появление более значимых и ценных в социальном отношении потребностей, удовлетворение которых предполагает более значимое социальное взаимодействие, а значит и более значимый для социума результат. Это повышает объективную и субъективную ценность таких потребностей.
На вершине потребностей находится потребность в самоактуализации, которая предполагает безграничное стремление к овладению знаниями об окружающем мире.
Важно понимать, что овладение знаниями — это не блажь праздного времяпрепровождения, когда человек имеющий все или многое, пытается чем-то заполнить свое время.
Знания — это процесс приспособления к миру, так же как когти и густой мех, это не факультатив, а необходимость.
Поэтому самоактуализация через приобретение знаний — это единственный способ познать себя и мир, который приведут к установлению гармонии между человеком самим с собой и окружающим миром, подарив высшее блаженство и неиссякаемое счастье.
Предметом вожделения многих людей является достаток, богатство, которое подразумевает обладание материальными ценностями в виде денег, жилья, машин, одежды, обильной пищи и т.д. Для их приобретения люди тратят огромное количество времени и сил и, получая желаемое, очень часто разочаровываются, страдают и недоумевают, почему к столь желанному еще вчера сегодня я так равнодушен.
Вообще накопление богатств — это стратегия общая для всех живых организмов, почти все эволюционно развитые организмы накапливают подкожный жир про запас, многие создают как собаки и белки тайники с излишками пищи, столбят за собой куски территории, наиболее обильные требуемыми веществами и т.д. Поэтому в тяге к накоплению материальных ценностей можно увидеть отголоски властного закона природы, повелевающего выжить.
Но дело в том, что уникальность жизни человека состоит в ином взаимодействии с миром, выработке иных законов выживания. Все они связаны с жизнью индивида в социуме, который, несмотря на то что как феномен является неотъемлемой частью общего всем биологическим существам эволюционного процесса, предъявляет свои законы живущим социальной жизнью людей.
Если все животные инстинкты и желания эгоистичны, направлены на выживание конкретного животного, то все социальные желания альтруистичны, они заставляют человека делать то, что помогает выжить группе. Обращает на себя внимание то, что, выполняя любую социально одобряемую деятельность, человек как правило нацеливает результат своих усилий на других, получая за это бонусы в виде денег, которые являются эквивалентом всех предметов желания и одобрения в виде уважения, любви и принадлежности к группе. Такой механизм создает уникальную ситуацию, когда человек по факту принадлежности к социуму в изобилии окружен предметами, могущими удовлетворить его желания, и может большую часть жизни тратить не на охоту, собирательство и выделку шкур, а на преобразование окружающего мира, все более и более его социализируя.
Таким образом, жизнь человека — это попытка решить парадокс эгоистических устремлений тела и альтруистических велений социума. Каждый в течение жизни приспосабливается к нему с различной долей результативности, от которой зависит физическое и ментальное здоровье. Этот парадокс также заставляет искать ответ на вопрос, какие из многочисленных желаний важнее и ценнее, тем самым создавая различные ценностные системы потребностей и основанные на них этические правила и эстетические нормы.
Жизнь человека проходит в удовлетворении физиологических, социальных и духовных потребностей. Все они взаимосвязаны, и потребности более высшего с социальной точки зрения уровня возникают, когда в значительной части удовлетворены потребности уровня предыдущего. Мы думаем об уважении к себе, когда большую часть времени не чувствуем голода и о самовыражении, когда ценимы окружающими и уверенны в себе.
Чем выше мы поднимаемся по ценностной лестнице потребностей, тем сложнее их удовлетворять, и тем большая путаница возникает с мотивами, целями и средствами.
Если удовлетворить голод достаточно просто, потому что мы понимаем, что кусок мяса — это то, что поможет насытится, а фотография в рамке нет, то с безопасностью уже сложнее, с уважением еще запутаннее, а с самореализацией бывает вообще непонятно. Для того, чтобы это проверить попробуйте задать себе вопрос, какова самая главная цель моей жизни.
Непонимание своих желаний и стоящих за ними мотивов является одной из важнейших причин почему мы часто не ценим того, что имеем.
Один страстно стремится к богатству, а достигая его, чувствует опустошенность и равнодушие. Это связано с тем, что накоплением он пытался избавиться от чувства неуверенности в себе и низкой самооценки, думая, что его богатство заставит других людей уважать его и повысит собственную самооценку. Но так не бывает, дорогой автомобиль не сделает нас другими, мы будем все теми же неуверенными и страдающими людьми, только за рулем дорогого автомобиля. Это относится ко всем случаям, когда человек пытается решить психологические проблемы материальным накоплением или гедонистическим консьюмеризмом.
Девушка страстно рвется замуж, а, получив желаемое, испытывает равнодушие и досаду. Это может быта связано с тем, что она остро нуждалась в чувстве уважения со стороны родителей и подруг, желании принадлежать к определенной группе, ценности которой предполагают статус замужней. В основе такого желания опять же лежит неуверенность в себе и попытка от нее избавиться, соответствуя ожиданием группы, которая является значимым кругом взаимодействия.
Во многих случаях, когда мы не ценим того, что имеем и добиваемся, мы используем ненадлежащие средства для достижения целей, потому что не можем понять или признаться себе в своих мотивах. Такими мотивами как правило являются попытки избавится от мыслей о том, что мы слабы, беспомощны и бесполезны.
Это приводит к тому, что почти все социальные потребности мы пытаемся решить через материальное, в то время как решать их нужно через установление социальных связей и социально результативную деятельность.
Материальное — эгоистично, социальное альтруистично, поэтому ты когда хочешь поразить роскошным автомобилем, тебя видят как средство а не как цель отношений, со всеми неприятными для обладателя роскошного автомобиля последствиями.
Еще одной причиной того, что мы не ценим того, что имеем, может служить процесс перевода из сферы сознательных реакций на уровень лимбической системы тех стимулов, которые становятся привычными. Например, несмотря на то, что воздух крайне важен и ценен для нашей жизни, никто не восхищается ежеминутно тем, что он есть у нас, что мы обладаем им в достаточных количествах. Так и привычное социальное окружение и жилище, и предметы быта, перестают замечаться и субъективно теряют свои ценность, но в случае потери, опять вдруг становятся важны и желанны, как воздух. Поэтому крайне необходимо осознанно относиться к своим достижениям и отказаться от порочного образа мыслей, приходящего к нивелированию ценности достигнутого в угоду тому, что еще не стало твоим. Наиболее экологичен и рационален подход, при котором, человек понимает ценность того, что он имеет и стремится к дальнейшему развитию себя и свои жизненных условий.
В процессе нашего развития неминуемо происходит переоценка ценностей. Это связано с тем, что стойкое удовлетворение более базовых потребностей снижает их актуальность и силу, обуславливая появление более значимых и ценных в социальном отношении потребностей, удовлетворение которых предполагает более значимое социальное взаимодействие, а значит и более значимый для социума результат. Это повышает объективную и субъективную ценность таких потребностей.
На вершине потребностей находится потребность в самоактуализации, которая предполагает безграничное стремление к овладению знаниями об окружающем мире.
Важно понимать, что овладение знаниями — это не блажь праздного времяпрепровождения, когда человек имеющий все или многое, пытается чем-то заполнить свое время.
Знания — это процесс приспособления к миру, так же как когти и густой мех, это не факультатив, а необходимость.
Поэтому самоактуализация через приобретение знаний — это единственный способ познать себя и мир, который приведут к установлению гармонии между человеком самим с собой и окружающим миром, подарив высшее блаженство и неиссякаемое счастье.